Имена на карте Ленинградской области Проект Ленинградской областной универсальной научной библиотеки
Акимов Николай Павлович Крупный советский театральный режиссер и педагог. Известен также как театральный художник, портретист и книжный график. Родился в Харькове. Учился в различных художественных студиях. Работал как декоратор и художник театра и кино (в т. ч. на картинах «Кащей Бессмертный» (1944) и «Золушка» (1947)). В 1935–1949 и 1956–1968 гг. возглавлял Ленинградский театр комедии, ныне носящий его имя. Художник и декоратор Посещал актрису Т. Сукову на даче в Токсово (Всеволожский р-н). По одной из версий автор плаката «Волховстрой, даешь ток!».p> Летом 1935 г. предполагал жить с семьей на даче в Луге, в 1938 г. режиссер Н. Петров предложил ему участвовать в путешествии на лодках по области. Руководил эвакуацией театра в блокаду. В середину декабря 1941 г. труппа была вывезена на самолете через Ладогу на Большую землю. В полете состоялся воздушный бой с фашистским самолетом. В 1945 г. реэвакуировались. Зимой 1967 г. проживал в санатории Обкома КПСС на ст. Мельничный Ручей (г. Всеволожск). Аршакуни Завен Петросович Российский живописец, график, сценограф, член Санкт-Петербургского Союза художников. Родился в Ленинграде. В блокаду, после гибели родителей, был эвакуирован по Дороге жизни в июле 1942 г. вместе с детским домом № 55/61 в Костромскую обл. В 1946 г. вернулся в Ленинград. Учился в Средней художественной школе при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Вместе с классом, в конце 1940-х гг., выезжали в с. Семеновка на р. Тосне (Любань, Тосненский р-н). Член молодежного объединения Ленинградского отделения Союза художников России (1962, ЛОСХ), а в 1964 г. вступил в Союз художников России. Активно участвовал в художественных выставках, входил в состав группы художников «Одиннадцать», проповедующих отход от излишней строгости советской идеологии, они обратились к раскрепощенной живописной манере, к свободным лирическим пейзажам и натюрмортам. Как член ЛОСХ, посещал Дом творчества организации в дер. Чернавино Волховского района. Вероятно, там написан... Вускович Игорь Николаевич График, один из самых известных художник театра и кино. Родился в Одессе (Украина). Оформлял спектакли в театрах Ленинграда (в т. ч. ТРАМ), иллюстрировал книги. В 1936–1987 гг. художник-постановщик киностудии «Ленфильм». Работал на картинах «Сильва» (1944), «Отцы и дети» (1958), «Крепостная актриса» (1963), «Старая, старая сказка» (1968), «Табачный капитан» (1972) и др. В блокаду, в 1942 г. эвакуировался на ст. Нерехта (Ярославская обл.), где отбывал ссылку его отец. Работая над фильмом «Не забудь, станция Луговая» (1965) в поисках натуры – железнодорожной станции – съемочная группа объездила, в т. ч. и Ленинградскую область. Съемки фильма «Любовь Яровая» (1970) проходили в Выборге, фильма «Сказка про влюбленного маляра» (1987), в т. ч., и в Гатчине. Скончался на даче в Грузино (СНТ «Ленфильм», Всеволожский р-н). Гонзаго Пьетро Готтардо Итальянский художник-декоратор, архитектор, сценограф и теоретик искусства. Родился в Лонгароне (Италия). С 1779 г. занимался оформлением спектаклей в театрах Венеции, Милана, Рима, Пармы, Турина. В 1792 г. приглашен в Петербург. Был главным декоратором императорских театров (1792–1828), оформлял все наиболее значительные спектакли в столице и ее загородных дворцах – Гатчине, Павловске, Петергофе, Москве и Подмосковье. Занимался также оформлением придворных торжеств и церемоний, выполнял монументально-декоративные росписи (парковых павильонов и Большого дворца в Павловске, дворца князей Юсуповых на Фонтанке и др.). Внес огромный вклад в создание садово-парковых ансамблей знаменитых пригородов Петербурга (Павловск, Гатчина). Автор трактатов о театральной архитектуре и сценографии. Был хорошо знаком с Л. Г. Николаи, неоднократно бывал у него в Монрепо (ныне Выборг). Принимал участие в создании парка Монрепо, работал над планом домика на Левкатийской скале. Карпинский Игорь Михайлович Художник, искусствовед. Родился в Выборге. Закончил Выборгское реальное училище (1918) и Рисовальную школу Р. Линдквиста (1920). Писал портреты, пейзажи, натюрморты. Участвовал в выставках Выборгского общества художников (1932). Провел персональные выставки в Выборге (1934, 1936). Многие его работы посвящены Карельскому перешейку. Преподавал рисование, черчение, а затем и гимнастику в Выборгском русском реальном лицее (1926–1939). Под его руководством здесь ставились и оформлялись спектакли («Ночь перед рождеством», «Майская ночь или утопленница» Н. В. Гоголя, «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина), рождественские елки. Как художник-декоратор участвовал в оформлении концертов, спектаклей, ставившихся в Выборгском городском театре совместно русскими и финскими самодеятельными артистами. В 1930-е гг. проводил летние месяцы в Райволе (ныне пос. Рощино, Выборгский р-н), где работал в мастерской А. П. Блазнова. В конце 1938 г. получил приглашение работать на киностудии SuomiFilm в Хельсин... Коровин Константин Алексеевич Русский живописец и театральный художник. Родился в Москве в купеческой семье. Окончил Московское училища живописи, ваяния и зодчества. В 1900–х гг. работал в театре, создавал эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, а также операм и балетам. Участвовал в выставках художников разных направлений и объединений – передвижников, «Мира искусства», «Союза 36», Союза русских художников. С 1901 г. К. А. Коровин вместе с В. А. Серовым, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После Октябрьской революции в России, активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключенных, продолжил сотрудничать с театром. В 1923 г. поселился во Франции. Скончался в Париже. Часто гостил в доме В. П. Лобачева – на Розовой даче в Сиверской (Гатчинский р-н, Церковная улица). В 1902 г., при остановке московского поезда в Любани (Тосненский р-н), в станционном буфете встречался с В. А. Серовым. Посетил у... Рутковский Николай Христофорович Советский живописец, монументалист, театральный художник и педагог. Родился в местечке Шенберг (ныне Скайсткалне, Латвия). После Октябрьской революции в 1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию, служил в полку по охране путей сообщения. В 1922–1932 гг. работал как художник с Изокино, Изофото и др. организациями. Участник выставок с 1923, член Ленинградского Союза художников (1932). С 1936–1942 гг. – профессор, преподавал в Академии художеств. В 1930–1940-е гг. исполнил эскизы и декорации к нескольким операм и балетам. В войну и блокаду оставался в Ленинграде. Участвовал в МПВО, создавал плакаты, по заказу Политуправления Ленинградского фронта. Автор картин «Подпольная почта в тылу у немцев», «Раненный партизан у крестьян в оккупированной деревне», «Эвакуация детей» (все 1942). Рисовал В. Смирнову – ленинградскую пионервожатую, вырастившую рекордный урожай капусты в Мельничном Ручье (Всеволожск). Также оформлял спектакли в блокадных театрах «Русские люди», «Фронт». Сотрудничал в... Ушин Николай Алексеевич Театральный художник и книжный график. Учился в Академии художеств (1923–1928). В 1920–1930-е гг. создавал оформление к театральным постановкам. Сотрудник «Издательства П. П. Сойкина», «Красной газеты», «Гослитиздат», журнала «Мир приключений». Работая в издательстве «Academia» оформил восьмитомник «Сказки 1001 ночи», получив за эту работу Золотую медаль Парижской выставки 1937 г., другой известной работой стало оформление книга «Путешествия Лемюэля Гулливера». Создавал экслибрисы и литографии. Работы художника находятся во многих музеях Санкт-Петербурга. Вместе с братом-художником А. Ушиным в период НЭПа приезжал отдыхать в Вырицу. Дружил с известным певцом Н. К. Печковским и неоднократно гостил на его даче в Карташевской (Гатчинский р-н). Эйзенштейн Сергей Михайлович Кинорежиссер, теоретик кино, педагог, художник, доктор искусствоведения (1939). Родился в Риге (Латвия). Мать происходила из тихвинской купеческой семьи Конецких. Учился в Институте гражданских инженеров (Петроград). Весной 1917 г. был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск, участвовал в военном строительстве в Гатчине. С 1918 г. работал на агитпоездах Красной армии, участвовал в клубной самодеятельности как режиссер и художник-декоратор, вел подробнейшие дневники. Ученик В. Мейерхольда. С 1923 г. руководил театральными мастерскими Пролеткульта. С 1928 г. преподавал в Государственной техникуме кинематографии (с 1938 ВГИК), профессор. Известен своими немыми фильмами «Удар», «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь», а также историческими картинами «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1944, 1958). Летом 1916 г. отдыхал на ст. Райвола (ныне г. п. Рощино, Выборгский р-н). Эпизод фильма «Броненосец Потемкин» (1925), признанного «лучшим фильмом... Экскузович Иван Васильевич Архитектор, инженер, театральный художник. Окончил Институт гражданских инженеров (1909). Участвовал в строительстве жилых домов в Санкт-Петербурге. После революции – театральный деятель, автор проектов реконструкции театральных зданий. В 1933 г. состоял главным инженером в Управлении Ленинградскими и пригородными дворцами и парками, затем – помощник и главный инженер (1935). В 1913-1917 гг. по его проекту совместно с архитектором Н. И. Постниковым на месте старой деревянной церкви была построена новая, во имя Алексия митрополита Московского Святителя в честь 300 – летия Дома Романовых в Тайцах на Гатчинском шоссе (Гатчинский р-н). Якунина Елизавета Петровна Театральная художница, одна из основательниц Ленинградского ТЮЗа. Родилась в Санкт-Петербурге. Работала в клубе 2-го Балтийского пароходства по организации театрального дела среди моряков (1919). Оформляла спектакли в Театре народной комедии (1920–1921), участвовала в создании Театра новой драмы. В 1924–1926 гг. оформляла спектакли в Театре марионеток, работала в театре «Комедия», Передвижном театре П. Гайдебурова и И. Скарской, Театре Красной Армии и др. В 1930-е гг. работала над праздничным оформлением площадей, улиц и зданий Ленинграда. С 1935 г. художник Ленинградского Нового ТЮЗа. В войну театром находилась в эвакуации, сначала в Анжеро-Судженске (Кемеровская обл.), затем в Новосибирске. В 1945–1946 гг. участвовала в восстановлении Музея В. И. Ленина в Ленинграде, затем работала в Ленинградском театральном институте, оформляла учебные спектакли. Дружила с семьей Меркурьевых-Мейерхольд, бывала у них на даче в Громово (Приозерский р-н), где создала портреты хозяина.