Акимов Николай Павлович
Крупный театральный режиссер и педагог. Известен также как театральный художник, портретист и книжный график. Родился в Харькове. Учился в различных художественных студиях. Работал как декоратор и художник театра и кино (в т. ч. на картинах «Кащей Бессмертный» (1944) и «Золушка» (1947)). В 1935–1949 и 1956–1968 гг. возглавлял Ленинградский театр комедии, ныне носящий его имя. Художник и декоратор
Посещал актрису Т. Сукову на даче в Токсово (Всеволожский р-н).
По одной из версий автор плаката «Волховстрой, даешь ток!».
Художник-постановщик на кинокартине «Третья молодость» (1928; Сноповязалка), которую снимали в окрестностях дер. Затуленье, съемочная группа проживала в доме отдыха работников искусств "Каменка". Фильм не сохранился.
Летом 1935 г. предполагал жить с семьей на даче в Луге, в 1938 г. режиссер Н. Петров предложил ему участвовать в путешествии на лодках по области.
Руководил эвакуацией театра в блокаду. В середину декабря 1941 г. труппа была вывезена на самолете через...
Аршакуни Завен Петросович
Российский живописец, график, сценограф, член Санкт-Петербургского Союза художников. Родился в Ленинграде. В блокаду, после гибели родителей, был эвакуирован по Дороге жизни в июле 1942 г. вместе с детским домом № 55/61 в Костромскую обл. В 1946 г. вернулся в Ленинград.
Учился в Средней художественной школе при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Вместе с классом, в конце 1940-х гг., выезжали в с. Семеновка на р. Тосне (Любань, Тосненский р-н).
Член молодежного объединения Ленинградского отделения Союза художников России (1962, ЛОСХ), а в 1964 г. вступил в Союз художников России. Активно участвовал в художественных выставках, входил в состав группы художников «Одиннадцать», проповедующих отход от излишней строгости советской идеологии, они обратились к раскрепощенной живописной манере, к свободным лирическим пейзажам и натюрмортам.
Как член ЛОСХ, посещал Дом творчества организации в дер. Чернавино Волховского района. Вероятно, там написан...
Боровский Давид Львович
Знаменитый театральный художник, сценограф. Настоящая фамилия Боровский-Бродский. Родился в Одессе. Окончил художественную школу в Киеве и с 15 лет работал в театрах. В 1966 г. был приглашен в Москву. С 1967 г. в течение 30 лет работал в театре на Таганке, в сотрудничестве с Ю. Любимовым создал самые знаменитые спектакли – «Гамлет», "Мастер и Маргарита", "Дом на набережной", «А зори здесь тихие», «Живой». С 2002 г. был главным художником МХАТа им. А. Чехова. Также работал с другими известными режиссерами – А. Эфросом, В. Фокиным, Г. Волчек, И. Райхельгаузом.
В Малом драматическом театре (имевшем статус областного; Ленинград-Петербург) вместе с Л. Додиным участвовал в создании известных спектаклей – «Повелитель мух» (1986), «Молли Суини» (2000), «Дядя Ваня» (2003).
Его сын - А. Боровский-Бродский с 2017 г. является главным художник МДТ - Театра Европы.
Всеволожский Иван Александрович
Деятель культуры, сценарист, художник, тайный советник. С 1881 г. директор императорских театров (до 1886 г. московских, в 1886—1899 гг. петербургских). В 1899-1909 гг. – директор Эрмитажа. Почетный член Академии Художеств. Автор эскизов декораций и костюмов к 25 балетным спектаклям (в том числе его эскизы костюмов использованы при постановке балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Раймонда» и др.).
В 1869 г. И. Всеволожскому по семейному разделу достались Всеволодоблагодатская и Рождественская дачи, а также мыза Рябово (г. Всеволожск), которую он в 1872 г. передал младшему брату Павлу.
В 1903 г. Иван Александрович основал на ст. Всеволожская Летний Театр.
Вускович Игорь Николаевич
График, один из самых известных художник театра и кино. Родился в Одессе (Украина). Оформлял спектакли в театрах Ленинграда (в т. ч. ТРАМ), иллюстрировал книги. В 1936–1987 гг. художник-постановщик киностудии «Ленфильм». Работал на картинах «Сильва» (1944), «Отцы и дети» (1958), «Крепостная актриса» (1963), «Старая, старая сказка» (1968), «Табачный капитан» (1972) и др.
В блокаду, в 1942 г. эвакуировался на ст. Нерехта (Ярославская обл.), где отбывал ссылку его отец.
Работая над фильмом «Не забудь, станция Луговая» (1965) в поисках натуры – железнодорожной станции – съемочная группа объездила, в т. ч. и Ленинградскую область.
Съемки фильма «Любовь Яровая» (1970) проходили в Выборге, фильма «Сказка про влюбленного маляра» (1987), в т. ч., и в Гатчине.
Скончался на даче в Грузино (СНТ «Ленфильм», Всеволожский р-н).
Головин Александр Яковлевич
Художник, мастер театрально-декоративного искусства, действительный член Академии художеств. Родился в Москве. Член обществ «Мир искусства», «Союз русских художников». Оформлял ряд жилых и выставочных интерьеров, а также фриз гостиницы «Метрополь» в Москве. Художник Русской частной оперы С. И. Мамонтова (с 1897), антрепризы С. П. Дягилева, театров Москвы и Петербурга, главный декоратор Императорских театров (1899–1917). Работал в содружестве с В. Э. Мейерхольдом (1908–1917), К. С. Станиславским и другими режиссерами. Один из реформаторов и крупнейших мастеров русского театрально-декорационного искусства.
В конце 1900-х – начале 1910-х гг. работал в художественно-керамических мастерских П. К. Ваулина в Кикерино (Волосовский район).
Летом 1912 г. проживал с семьей на даче в Волосово и работал над декорациями к спектаклю «Маскарад» в постановке В. Мейерхольда.
Автор эскизов декораций и костюмов для придворных постановок в Царском Селе (ныне г. Пушкин, в черте Санкт-Петербурга) и Гатчи...
Гонзаго Пьетро Готтардо
Итальянский художник-декоратор, архитектор, сценограф и теоретик искусства. Родился в Лонгароне (Италия). С 1779 г. занимался оформлением спектаклей в театрах Венеции, Милана, Рима, Пармы, Турина. В 1792 г. приглашен в Петербург. Был главным декоратором императорских театров (1792–1828), оформлял все наиболее значительные спектакли в столице и ее загородных дворцах – Гатчине, Павловске, Петергофе, Москве и Подмосковье. Занимался также оформлением придворных торжеств и церемоний, выполнял монументально-декоративные росписи (парковых павильонов и Большого дворца в Павловске, дворца князей Юсуповых на Фонтанке и др.). Внес огромный вклад в создание садово-парковых ансамблей знаменитых пригородов Петербурга (Павловск, Гатчина). Автор трактатов о театральной архитектуре и сценографии.
Был хорошо знаком с Л. Г. Николаи, неоднократно бывал у него в Монрепо (ныне Выборг). Принимал участие в создании парка Монрепо, работал над планом домика на Левкатийской скале.
Жуковский Павел Васильевич
Русский живописец, художник театра, действительный член Академии художеств (1893). Сын поэта В. А. Жуковского Родился во Франкфурте на Майне (Германия). Специального художественного образования не получил. Большую часть жизни провел за границей (Италия, Франция, Германия). Участник выставок с 1869 г. Член Московского общества любителей художеств (1869–1896), Общества поощрения художеств (1870), Общества художников исторической живописи (1896). Писал картины на религиозные и мифологические темы («Богоматерь с телом Спасителя», «Святое семейство», «Дафнис и Хлоя»), портреты, пейзажи. Участвовал в оформлении оперы «Парсифаль» Вагнера (1882), в разработке проекта памятника императору Александру II для Московского Кремля (1889–1890), здания Музея изящных искусств в Москве (1900).
Очень часто и подолгу жил в Гатчине при дворе Александра III.
Карпинский Игорь Михайлович
Художник, искусствовед. Родился в Выборге. Закончил Выборгское реальное училище (1918) и Рисовальную школу Р. Линдквиста (1920). Писал портреты, пейзажи, натюрморты. Участвовал в выставках Выборгского общества художников (1932). Провел персональные выставки в Выборге (1934, 1936). Многие его работы посвящены Карельскому перешейку. Преподавал рисование, черчение, а затем и гимнастику в Выборгском русском реальном лицее (1926–1939). Под его руководством здесь ставились и оформлялись спектакли («Ночь перед рождеством», «Майская ночь или утопленница» Н. В. Гоголя, «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина), рождественские елки. Как художник-декоратор участвовал в оформлении концертов, спектаклей, ставившихся в Выборгском городском театре совместно русскими и финскими самодеятельными артистами.
В 1930-е гг. проводил летние месяцы в Райволе (ныне пос. Рощино, Выборгский р-н), где работал в мастерской А. П. Блазнова.
В конце 1938 г. получил приглашение работать на киностудии SuomiFilm в Хельсин...
Коровин Константин Алексеевич
Русский живописец и театральный художник. Родился в Москве в купеческой семье. Окончил Московское училища живописи, ваяния и зодчества. В 1900–х гг. работал в театре, создавал эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, а также операм и балетам. Участвовал в выставках художников разных направлений и объединений – передвижников, «Мира искусства», «Союза 36», Союза русских художников. С 1901 г. К. А. Коровин вместе с В. А. Серовым, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После Октябрьской революции в России, активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключенных, продолжил сотрудничать с театром. В 1923 г. поселился во Франции. Скончался в Париже.
Часто гостил в доме В. П. Лобачева – на Розовой даче в Сиверской (Гатчинский р-н, Церковная улица). В 1902 г., при остановке московского поезда в Любани (Тосненский р-н), в станционном буфете встречался с В. А. Серовым. Посетил у...
Лансере Евгений Евгеньевич
Живописец и график, крупный деятель культуры модерна, иллюстратор, также работал как сценограф. Родился в Павловске (ныне в черте г. Санкт-Петербурга). Сын скульптора Е. Лансере, брат З. Серебряковой и архитектора Н. Лансере. Член объединения «Мир искусства». Один из создателей «Старинного театра». В 1911-1915 гг. заведующий художественной частью на Императорском фарфоровом заводе, покинул его в июне 1917 г. С 1913 г. академик Императорской Академии художеств. После революции жил в Грузии, в 1934 г. переехал в Москву. Занимался монументальной живописью. В частности, расписывал Казанский, Ярославский и Курский вокзалы в Москве.
Оказывал материальную поддержку политзаключенным Шлиссельбургской крепости (Кировский р-н).
Рутковский Николай Христофорович
Советский живописец, монументалист, театральный художник и педагог. Родился в местечке Шенберг (ныне Скайсткалне, Латвия). После Октябрьской революции в 1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию, служил в полку по охране путей сообщения. В 1922–1932 гг. работал как художник с Изокино, Изофото и др. организациями. Участник выставок с 1923, член Ленинградского Союза художников (1932). С 1936–1942 гг. – профессор, преподавал в Академии художеств. В 1930–1940-е гг. исполнил эскизы и декорации к нескольким операм и балетам.
В войну и блокаду оставался в Ленинграде. Участвовал в МПВО, создавал плакаты, по заказу Политуправления Ленинградского фронта. Автор картин «Подпольная почта в тылу у немцев», «Раненный партизан у крестьян в оккупированной деревне», «Эвакуация детей» (все 1942). Рисовал В. Смирнову – ленинградскую пионервожатую, вырастившую рекордный урожай капусты в Мельничном Ручье (Всеволожск). Также оформлял спектакли в блокадных театрах «Русские люди», «Фронт». Сотрудничал в...
Самохвалов Александр Николаевич
Художник, живописец и график, прикладник, монументалист, художник театра. Родился в г. Бежецк (Тверская обл.). В 1917 г. участвовал в выставке объединения художников «Мир искусства». Писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Занимался и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги. Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта» – «Кондукторша» (1928); «Девушка с ядром» (1933), «Девушка в футболке» (1932). В 1948—1951 годах преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной.
Участвовал в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926; Волховский р-н), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись. В Старой Ладоге написал пейзаж «Ладога» и сделал эскиз для будущей картины «Семья рыбака». В картине «Щебенщики» образы персонажей соединили в себе обширный багаж впечатлений, собранный во время пребывания художника в Старой Ладоге и деревне Наволок (Волховский р-н).
Летом 1928 г. про...
Соня Делоне
Художница-абстракционистка, крупнейший деятель арт-деко. Настоящие имя и фамилия Сара Эльевна Штерн. Родилась в Одессе. С 1892 г. воспитывалась в богатой семье дяди – предпринимателя в Петербурге. На его средства училась живописи в Германии и Париже, часто путешествовала, выучила несколько языков.
Семья имела собственную дачу в Уусикиркко (ныне Поляны Выборгского р-на) и арендованную дачу в Райволе (ныне Рощино Выборгского р-на). Последний раз посетила места отдыха перед окончательным отъездом за границу в 1908 г.
Жила в Париже, в 1910 г. вышла замуж за художника Р. Делоне. Создавала иллюстрации к книгам кубистов. В 1914-1920 гг. жили в Испании и Португалии, где восстановила сгоревшие декорации к балету Л. Бакста. В 1920 г. открыла модное ателье в Париже, её находки широко использовались в дизайне, керамике, сценографии, рекламе. Разработала узоры для тканей и театральных костюмов, работала также над скульптурой, керамикой и в технике акварели. Вместе со своим мужем участвовала в о...
Ушин Николай Алексеевич
Театральный художник и книжный график. Учился в Академии художеств (1923–1928). В 1920–1930-е гг. создавал оформление к театральным постановкам. Сотрудник «Издательства П. П. Сойкина», «Красной газеты», «Гослитиздат», журнала «Мир приключений». Работая в издательстве «Academia» оформил восьмитомник «Сказки 1001 ночи», получив за эту работу Золотую медаль Парижской выставки 1937 г., другой известной работой стало оформление книга «Путешествия Лемюэля Гулливера». Создавал экслибрисы и литографии. Работы художника находятся во многих музеях Санкт-Петербурга.
Вместе с братом-художником А. Ушиным в период НЭПа приезжал отдыхать в Вырицу.
Дружил с известным певцом Н. К. Печковским и неоднократно гостил на его даче в Карташевской (Гатчинский р-н).
Чехонин Сергей Васильевич
Художник, график, проявил себя в книжной и журнальной графике, росписях по фарфору и эмали, декоратор. Родился на ст. Валдайка (ныне ст. Лыкошино Тверской обл.). Занимался в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств в Петербурге.
Работал в 1907-1914 гг. в керамической мастерской П. Ваулина в Кикерино (Волосовский р-н).
После Октябрьской революции занимался общественной деятельностью, участвовал в оформлении уличных празднеств. Служил художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде-Ленинграде (1918–1923 и 1925– 1927). Автор обложки первого еженедельного иллюстрированного журнала о кино «Кинонеделя».
В 1923 г. оформил книгу «Музей революции», включая часть, посвященную Шлиссельбургской крепости (Кировский р-н). Раздел включал зарисовки камер и казематов тюрьмы, портреты заключенных.
В 1928 г. эмигрировал. В Париже работал для Национальной фарфоровой мануфактуры в Севре (Франция).