Чарушин Никита Евгеньевич
Художник-график, иллюстратор, член-корреспондент Академии художеств (1995), заслуженный художник РСФСР (1984). Родился в Ленинграде. Сын писателя и художника Е. Чарушина. Был героем большинства рассказов отца. В 1960 г. окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Как книжный график работал в издательствах «Детская литература» и «Малыш», в журналах «Мурзилка», «Веселые картинки», «Нева». Рассказы В. Бианки, И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, Р. Киплинга и др. с его иллюстрациями удостаивались дипломов на всероссийских, всесоюзных и международных конкурсах.
Учась в Ленинградской средней художественной школе, ездил вместе с группой в с. Семеновка на р. Тосна (Тосненский р-н).
В 1972 г. вместе с отцом посещал Шлиссельбургскую городскую библиотеку (Кировский р-н), в дальнейшем часто приезжал сюда в день его памяти.
Алексеев Александр Александрович
Русско–французский художник–график, книжный иллюстратор, аниматор. Изобретатель игольчатого экрана. Родился в г. Казань. В 1912–1917 гг. учился в Первом кадетском морском корпусе в Петербурге. В 1921 г. обосновался в Париже, став учеником и помощником С. Судейкина.
Среди значительных графических работ Алексеева–иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (1950), «Сказкам» Э. Т. А. Гофмана (1960), «Искушению Запада» А. Мальро (1979). В общей сложности с иллюстрациями вышло около пятидесяти книг. Особое место в его творческом наследии занимает цикл иллюстраций к «Анне Карениной» Л. Н. Толстой, выполненный в 1951–1957 гг. Это издание было выпущено в Париже в 1997 г. тиражом 20 экз. в виде папки эстампов.
Вместе с семьей с 1908 г. вплоть до начала войны 1914 г. проживал в Гатчине. В своих воспоминаниях описал гатчинскую квартиру,дом,двор.
Арцеулов Константин Константинович
Русский летчик, конструктор планеров, художник-иллюстратор. Внук И. Айвазовского. Родился в Ялте. Работал на авиационном заводе в Санкт-Петербурге, одновременно занимался планеризмом. В 1911 г. окончил авиационную школу «Первого Русского Товарищества Воздухоплавания» в Гатчине. В 1912 г. – инструктор в Севастопольском аэроклубе. Осенью 1914 г. получил направление на переподготовку в Гатчинскую авиашколу, поселился на Люцевской ул., 33. В 1915 г. сдал экзамен на военного летчика. В годы Первой Мировой войны совершил около 200 разведывательных полетов. В 1916 г. назначен начальником отделения по подготовке летчиков-истребителей в Качинской авиашколе, где впервые в истории русской авиации намеренно ввел самолет в штопори вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения летчиков-истребителей. Разработал и построил 5 планеров собственной конструкции, среди них А-5. В 1927 г. перешел в гражданскую авиацию для выполнения сложных аэрофотосъемок. В 1...
Бём Елизавета Меркурьевна
Русская художница, иллюстратор, силуэтист. Первая женщина в России, которая стала профессионально заниматься искусством. Родилась в Санкт-Петербурге. Известна своими грациозными полными юмора силуэтами, особенно сценами из детского мира. Создала целый ряд иллюстраций к произведениям И. С. Тургеневе, И. А. Крылова, В. М. Гаршина, Н. С. Лескова, а также иллюстрировала русские народные сказки, пословицы и поговорки. Самую большую известность принесли художнице открытки, которых она создала более 300.
В течение многих лет Е. М. Бём с семьей приезжала в Шапки (Тосненский р-н). Рисовала с крестьянских детей из дер. Шапки и окрестных деревень: Надино, Сиголово, Староселье и др.
Сотрудничала в Любанском издательстве видовых открыток общества попечения о бедных, возглавляемого А. В. Болотовым. Несколько работ Е. М. Бём были там изданы. Приезжала на свою дачу в Любань (Тосненский р-н).
Волков Ефим Ефимович
Русский живописец-пейзажист, иллюстратор, академик Императорской Академии художеств (1899). Родился в Санкт-Петербурге. Член и экспонент Товарищества передвижных художественных выставок (с 1879, член совета с 1894), Общества поощрения художеств. Участник выставок с 1870 г. Автор более 500 пейзажей: «Болото осенью» (1871), «В лесу по весне» (1878), «Лесная дорога осенью» (1880), «Лес на болоте» (1881), «На рассвете» (1882), «Тихий день» (1882), «Ранний снег» (1883); «Лесной ручей» и др. По мимо живописи успешно занимался книжной иллюстрацией.
В 1883 г. Волковым была создана картина «Октябрь», написанная на станции Сиверской (Гатчинский р-н), где у художника была собственная дача. Картина была представлена XI Передвижной выставке. Известен также карандашный рисунок «Моя дача на Сиверской» (1881). Проживая в Сиверской, много путешествовал по окрестностям, не раз бывая в соседнем Орлино. Предполагал поселиться в Вырице, здесь написал несколько этюдов.
Накануне революции снимал дачу в При...
Вускович Игорь Николаевич
График, один из самых известных художник театра и кино. Родился в Одессе (Украина). Оформлял спектакли в театрах Ленинграда (в т. ч. ТРАМ), иллюстрировал книги. В 1936–1987 гг. художник-постановщик киностудии «Ленфильм». Работал на картинах «Сильва» (1944), «Отцы и дети» (1958), «Крепостная актриса» (1963), «Старая, старая сказка» (1968), «Табачный капитан» (1972) и др.
В блокаду, в 1942 г. эвакуировался на ст. Нерехта (Ярославская обл.), где отбывал ссылку его отец.
Работая над фильмом «Не забудь, станция Луговая» (1965) в поисках натуры – железнодорожной станции – съемочная группа объездила, в т. ч. и Ленинградскую область.
Съемки фильма «Любовь Яровая» (1970) проходили в Выборге, фильма «Сказка про влюбленного маляра» (1987), в т. ч., и в Гатчине.
Скончался на даче на ст. Грузино (СНТ «Ленфильм», Всеволожский р-н).
Гуро Елена Генриховна
Поэтесса, художница, книжный иллюстратор, разработала новые тории цвета в живописи. Родилась в Петербурге. Получила художественное образование. В 1905 г. дебютировал как художник, сделав иллюстриции к «Бабушкиным сказкам» Ж. Санд. В это же время состоялся и ее литерaтурный дебют (рассказ «Ранняя весна»). В 1908 г. вместе с мужем, М. В. Матюшиным, участвовала в «Выставке современных течений в искусстве», была одним из организаторов общества художников «Союз молодежи» (1909), входила в круг футуристов-будетлян (1908–1910). При жизни Е. Гуро вышли два сборника ее произведений – «Шарманка» (1909) и «Осенний сон» (1912), которые она сама иллюстрировала. Принимала участие в футуристических изданиях («Садок судей», «Трое»).
Вместе с мужем ранней весной выезжали на дачу, которую супруги снимали несколько лет подряд на Карельском перешейке – в местечке Уусикиркко (ныне пос. Поляны, Выборгский р-н). Посещала Райволу (ныне Рощино, Выборгский р-н). Здешняя природа служила для Е. Гуро источником...
Лансере Евгений Евгеньевич
Живописец и график, крупный деятель культуры модерна, иллюстратор, также работал как сценограф. Родился в Павловске (ныне в черте г. Санкт-Петербурга). Сын скульптора Е. Лансере, брат З. Серебряковой и архитектора Н. Лансере. Член объединения «Мир искусства». Один из создателей «Старинного театра». В 1911-1915 гг. заведующий художественной частью на Императорском фарфоровом заводе, покинул его в июне 1917 г. С 1913 г. академик Императорской Академии художеств. После революции жил в Грузии, в 1934 г. переехал в Москву. Занимался монументальной живописью. В частности, расписывал Казанский, Ярославский и Курский вокзалы в Москве.
Оказывал материальную поддержку политзаключенным Шлиссельбургской крепости (Кировский р-н).
Митрохин Дмитрий Исидорович
Русский художник, мастер станковой и книжной графики, иллюстратор, гравер. Родился в Ейске (Краснодарский край). С начала 1910-х гг. работал в сфере книжного оформления, позднее обращался к различным графически техникам – ксилографии, литографии, гравюрам, станковому рисунку и акварели. С 1908 г. сотрудничал в журналами «Сатирикон» и «Аполлон», а также в издательствах («Красная новь», «Academia», Госиздат, Гослитиздат, Детгиз и др.). Один из инициаторов создания Общества любителей художественной книги (1922). Член многих художественных объединений, в т. ч. «Мир искусства». В 1919–1930 гг. преподавал в Высшем институте фотографии и фототехники и Высшем художественно-техническом институте, профессор. Автор множества книжных иллюстраций, огромного цикла миниатюр в жанре камерного натюрморта.
Владелец дачи в Сиверской (Гатчинский р-н).
Михнов-Войтенко Евгений Григорьевич
Российский художник, график, принадлежавший к «неофициальному» искусству, один из важнейших русских абстрактных экспрессионистов. Родился в Херсоне (Украина). В 1941 г. был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Семипалатинск.
В 1954 г. поступил на постановочный факультет Театрального института, учился на курсе Н. П. Акимова. Оформлял книги Козинцева и Г. А. Товстоногова. После окончания Театрального института поступил на работу в Ленинградский комбинат живописно-оформительского искусства в качестве художника-оформителя. Занимается оформляет Дома культуры, создает панно и витражи, настенные росписи, в т. ч. и для кафетерия вскоре вошедшего в историю как «Сайгон».
В 1972 г. с июня по октябрь снимал дом в дер. Пчева (Киришский р-н), в 1974 г. - под Лугой.
В 1985-1987 г. работал над оформлением Дома культуры в пос. Горбунки (Ломоносовский р-н). В 1989 г. выставка художника проходила в галереи Областного центра культуры.
Работы художника находятся в собраниях Эрмитажа, Третьяковской г...
Пастернак Леонид Осипович
Художник, график, педагог. Мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации. Отец поэта Б. Пастернака. Родился в Одессе. Участник выставок передвижников, член объединения «Мир искусства» (1901–1903), «Союза русских художников (1903–1918, член-учредитель). Был также художественным редактором журнала «Артист» (1889–1894). В 1893 г. познакомился с Л. Н. Толстым, оказавшим не него сильное влияние. В результате родилась серия портретов великого писателя, кроме того, стал одним из лучших иллюстраторов романов «Война и мир» и «Воскресение». Написал огромное множество портретов великих и знаменитых современников (Рубинштейн, Скрябин, Гершензон, М. Горький, Мечников, Эйнштейн и др.). Преподавал в Училище изящных искусств, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1921 г. уехал с семьей в Берлин.
В 1910-1911 г. отдыхал на курорте Мерекюля (Эстония), куда выезжал через Ивангород-Нарву.
Автор картин: «К родным», «Портрет неизвестной», «В ложе театра», «Портрет М. Горького», «Уроки м...
Солнцев Федор Григорьевич
Русский художник, иконописец, график, иллюстратор, профессор Академии художеств. Основатель русской археологической живописи, руководитель знаменитого издания «Древности Российского государства». Родился в с. Верхне-Никульское (ныне Ярославская обл.). Создал живописную энциклопедию русской средневековой и народной жизни в ее вещественных памятниках. Способствовал развитию иконописания и прикладного церковного искусства, сочиняя образцы «в старинном русском стиле» для художников, мебельщиков, золотых дел мастеров и др. По рисункам Солнцева восстановлены терема и церкви Московского Кремля, украшены залы Императорского Кремлевского Дворца. Ему принадлежит честь открытия и восстановления мозаик и фресок Софии Киевской, Успенского собора Киево-Печерской Лавры.
Принимал участие в строительстве и оформлении собора святого Павла в Гатчине.
Посетил Тихвин для срисовывания старинных одеяний, оружия, церковной и царской утвари, конской сбруи и прочих древних предметов.
Лето 1832 г. художник п...
Соня Делоне
Художница-абстракционистка, крупнейший деятель арт-деко. Настоящие имя и фамилия Сара Эльевна Штерн. Родилась в Одессе. С 1892 г. воспитывалась в богатой семье дяди – предпринимателя в Петербурге. На его средства училась живописи в Германии и Париже, часто путешествовала, выучила несколько языков.
Семья имела собственную дачу в Уусикиркко (ныне Поляны Выборгского р-на) и арендованную дачу в Райволе (ныне Рощино Выборгского р-на). Последний раз посетила места отдыха перед окончательным отъездом за границу в 1908 г.
Жила в Париже, в 1910 г. вышла замуж за художника Р. Делоне. Создавала иллюстрации к книгам кубистов. В 1914-1920 гг. жили в Испании и Португалии, где восстановила сгоревшие декорации к балету Л. Бакста. В 1920 г. открыла модное ателье в Париже, её находки широко использовались в дизайне, керамике, сценографии, рекламе. Разработала узоры для тканей и театральных костюмов, работала также над скульптурой, керамикой и в технике акварели. Вместе со своим мужем участвовала в о...
Ушин Николай Алексеевич
Театральный художник и книжный график. Учился в Академии художеств (1923–1928). В 1920–1930-е гг. создавал оформление к театральным постановкам. Сотрудник «Издательства П. П. Сойкина», «Красной газеты», «Гослитиздат», журнала «Мир приключений». Работая в издательстве «Academia» оформил восьмитомник «Сказки 1001 ночи», получив за эту работу Золотую медаль Парижской выставки 1937 г., другой известной работой стало оформление книга «Путешествия Лемюэля Гулливера». Создавал экслибрисы и литографии. Работы художника находятся во многих музеях Санкт-Петербурга.
Вместе с братом-художником А. Ушиным в период НЭПа приезжал отдыхать в Вырицу.
Дружил с известным певцом Н. К. Печковским и неоднократно гостил на его даче в Карташевской (Гатчинский р-н).
Филонов Павел Николаевич
Русский художник, иллюстратор, педагог, один из лидеров русского авангарда, основоположник «аналитического» метода. Автор символико-философских картин, портретов. Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских, частной мастерской Л. Е. Дмитриева-Кавказского, был вольнослушателем в школе при Академии художеств. Один из инициаторов создания «Союз молодежи» (1910), участвовал в выставках. Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» (1914). Совместно с И. С. Школьником оформил постановку трагедии В. В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914–1915 гг. опубликовал поэму «Пропевень о проросли мировой» с собственными иллюстрациями. Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925–1941). В 1932–1933 г. руководил работой учеников МАИ над иллюстрациями к изданию «Калевалы». Создал картины: «Мужчина и женщина», «Германская...
Чехонин Сергей Васильевич
Художник, график, проявил себя в книжной и журнальной графике, росписях по фарфору и эмали, декоратор. Родился на ст. Валдайка (ныне ст. Лыкошино Тверской обл.). Занимался в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств в Петербурге.
Работал в 1907-1914 гг. в керамической мастерской П. Ваулина в Кикерино (Волосовский р-н).
После Октябрьской революции занимался общественной деятельностью, участвовал в оформлении уличных празднеств. Служил художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде-Ленинграде (1918–1923 и 1925– 1927). Автор обложки первого еженедельного иллюстрированного журнала о кино «Кинонеделя».
В 1923 г. оформил книгу «Музей революции», включая часть, посвященную Шлиссельбургской крепости (Кировский р-н). Раздел включал зарисовки камер и казематов тюрьмы, портреты заключенных.
В 1928 г. эмигрировал. В Париже работал для Национальной фарфоровой мануфактуры в Севре (Франция).